СТАТТЯ НАДРУКОВАНА У ВИДАННІ ВЕСТИ.ЮА І НАДАЄТЬСЯ МОВОЮ ОРГІНАЛУ
1 сентября 1972 года Валерий Борзов выиграл забег на 100 метров в финале Олимпийских игр в Мюнхене. Через три дня украинец победит и на дистанции 200 метров, а мир легкой атлетики окончательно перевернется. Борзов стал первым европейцем, который выиграл в этих спринтерских забегах, первым белым, который обыграл чернокожих спортсменов, наконец, первым и впоследствии единственным советским спринтером, выигравшим олимпийское золото на дистанциях 100 и 200 метров.
Ранние успехи
Борзов Валерий Филиппович родился 20 октября 1949 года в Самборе (тогда Дрогобычская, ныне Львовская область), но на западе Украины прожил недолго. Уже в 12-летнем возрасте он пришел в детско-юношескую спортивную школу в Новой Каховке, что на Херсонщине. И тренеры (в том числе Борис Войтас — первый наставник Борзова) сразу рассмотрели в начинающем спортсмене будущую звезду, поспособствовав его переезду в Киев. Наставники не прогадали — первые успехи пришли к спортсмену в сравнительно юном возрасте.
В 1968 году в 19 лет Валерий Борзов становится трехкратным чемпионом Европы среди юниоров. В следующем году он выигрывает взрослый чемпионат СССР, пробежав 100 метров ровно за 10 секунд. А в том же 1969 году становится чемпионом Европы на стометровке и завоевывает серебро в эстафете 4×100 метров. А летом 1970 года Валерий Борзов участвует в легкоатлетическом матче СССР — США и впервые добивается победы над сильнейшими на тот момент спортсменами Америки.
Победа на Олимпиаде в Мюнхене в забеге на 100 метров в целом была неожиданной, ведь дистанцию выиграл лишь 22-летний спортсмен. А на 200-метровой дистанции Борзову удалось сделать золотой дубль, обойдя на финише трех американцев.
Рекорд длиной в 48 лет
Еще одним наследием мюнхенской Олимпиады стал результат, показанный Борзовым в четвертьфинальном забеге на стометровке. Он пробежал дистанцию за 10,07 секунды. Это стало рекордом Европы, который, впрочем, был побит итальянцем Пьетро Меннеа 14 сентября 1979 года, рекордом СССР, который остался таковым до развала страны, и рекордом Украины, который не побит до сих пор. На протяжении 48 лет.
Впрочем, два раза его вроде бы уже побили. Но в первый раз, в Ленинграде в 1986-м, когда с результатом 10,03 секунды победил Виктор Брызгин из Ворошиловграда (ныне Луганск), рекорд не был засчитан из-за сомнений в правильности показаний ветра (рекорд может быть засчитан только при слабом попутном ветре). А результат 10,02 секунды, продемонстрированный харьковчанином Владиславом Дологодиным на Открытом чемпионате Киева в 1996 году, был лишен статуса рекорда Украины из-за сомнений в корректности работы автоматического хронометража.
Сам Валерий Филиппович в беседе с “Вестями” этот феномен объясняет просто и одновременно горько для современной украинской легкой атлетики. “Объяснить можно только тем, что не срабатывает система поиска одаренных ребят и технология подготовки. Ведь в Украине, безусловно, есть талантливые спринтеры, мы одаренная в этом плане страна. Но детским тренерам нужно пополнение багажа знаний современными технологиями подготовки плюс далекое планирование. Иначе толку не будет“, — рассуждает Борзов.
Чуть не проспал забег
Что касается самого рекорда, то спустя почти полвека он вспоминает, что… уснул перед стартом забега и едва его не проспал: “И в предварительном забеге, и в четвертьфинале было решено работать экономно. В первом круге это полностью удалось — я контролировал весь бег с первого до последнего метра. Но в четвертьфинале получилось так, что я сработал почти на полную мощность, правда, сопротивляясь своей воле и по независящим от меня обстоятельствам. После перерыва между предварительным забегом и четвертьфиналом мы встретились с моим тренером Петровским на разминочном поле. Я снова хорошо размялся, сделал несколько специальных упражнений, и тут кто-то сказал, что время четвертьфинальных забегов переносится. “Быть этого не может, — сказал мой тренер. — Все-таки Олимпиада! Что-то здесь не так. Пойдем от греха к предбаннику. Подождем старт там”. В предбаннике я и вздремнул. Разбудил меня Петровский, говорит с тревогой: “Твой забег”. А там был телевизор, и можно было наблюдать, что делается на стадионе. Я знал, что в следующем круге моим соперником должен быть Роберт Тейлор. И вдруг вижу его на телевизионном экране. Так это же мой четвертьфинал! Я бросился к двери, оттолкнул охранника и выскочил на дорожку. Участники моего забега уже снимали костюмы… Едва я успел установить колодки, как прозвучала команда “На старт!” Об этом беге я вряд ли могу сказать что-то определенное: ничего не запомнил, кроме рева трибун. Я только представил себе, что могло произойти, если бы я опоздал, и моя машина “соскочила с тормозов”… Я промчался по дистанции, даже не заметив ее. И только постепенно отходя от этого бешеного бега, взглянул на табло — 10,07. Так быстро я еще никогда не бегал. Если бы в этот день время фиксировали ручным секундомером, то, наверное, я бы “выбежал” из 10 секунд“.
Новые победы
После рекорда и Олимпиады Борзов продолжил побеждать — с 1974-го по 1977 год он выиграл восемь золотых медалей. А вот готовиться к своей третьей в карьере Олимпиаде-1980 в Москве не стал. По тогдашним меркам, 30-летний спортсмен был уже глубоким ветераном. Кстати, Борзов ни разу в своей карьере не становился чемпионом мира — только Европы, Олимпийских игр и других, не менее престижных соревнований. Но лишь потому, что первый чемпионат мира в истории легкой атлетики состоялся только в 1983 году, когда Борзов уже шесть лет как покинул беговую дорожку.
Закончить насыщенную спортивную карьеру, с ее постоянными разъездами — соревнованиями и тренировочными сборами, Борзова подвигла и другая победа, уже на личном фронте. В том же 1977 году прославленный легкоатлет женился на не менее прославленной советской гимнастке — четырехкратной олимпийской чемпионке Людмиле Турищевой.
Королева помоста
Будущая покорительница самых громких мировых гимнастических помостов родилась в Грозном 7 октября 1952 года. Там же она в 10-летнем возрасте начала заниматься спортивной гимнастикой под руководством Кима Вассермана, который трижды приходил к ее родителям домой, уговаривая их и саму Людмилу, чтобы способная девочка занималась этим видом спорта. Уже тогда ему удалось разглядеть такие черты будущей чемпионки, как волевой характер, старательность, аккуратность в исполнении упражнений и упорство в отработке комбинаций. Впрочем, в 1964 году Вассерман передал свою группу девочек, в которой тренировалась и Турищева, Владиславу Растороцкому (Растороцкий тренировал только девочек, а Вассерман оставил себе мальчиков).
Свою первую золотую олимпийскую награду Людмила выиграла в 16-летнем возрасте, это произошло на Олимпийских играх в Мехико в 1968 году. В составе сборной СССР вместе с Зинаидой Ворониной, Натальей Кучинской, Ларисой Петрик, Ольгой Карасевой и Любовью Бурдой Турищева добилась победы в командном первенстве. А спустя два года, в 1970 году, Турищева впервые стала абсолютной чемпионкой мира в тогда еще югославской Любляне. В 1971 году к ее наградам прибавился титул абсолютной чемпионки Европы. А в 1972-м в Мюнхене она стала олимпийской чемпионкой и в команде, и в многоборье — самом престижном виде программы в спортивной гимнастике.
Победы продолжились и после второй по счету Олимпиады для спортсменки в Мюнхене. В 1973 году Людмила Турищева вновь стала абсолютной чемпионкой Европы, год спустя — абсолютной чемпионкой мира.
А на своей третьей Олимпиаде в Монреале капитан советской гимнастической сборной завоевала золото в командном первенстве, две серебряные награды за выполнение вольных упражнений и опорного прыжка, а также бронзовую награду в личном многоборье. В общей сложности за свою спортивную карьеру Людмила Турищева получала награды различных соревнований 137 раз!
Сразу после завершения Олимпийских игр она ушла из большого спорта, переквалифицировавшись в тренера.
Вспоминая свою карьеру, Турищева Людмила Ивановна особо останавливается на Играх в Мюнхене-1972: “В период подготовки к Играм-1972 психологическое напряжение было огромное. Нас посетили буквально все генералы, те, кто воевал: люди с орденами. Ветераны напутствовали нас: вот мы победили и вы должны победить. Нас сводили в Музей Великой Отечественной войны, отвезли на Курган Славы. Провожали так, будто мы ехали на войну, но спортивную. Такая обстановка оказывала психологическое давление. На себе ощутила, что это мешает выступать — сковывает движения. Считалось, что я, как капитан гимнастической команды, не должна подвести и приехать без медали, которую запланировали.
Когда же я стала абсолютной олимпийской чемпионкой — достигла своей цели, ночь не спала. Меня накрыло чувство полного опустошения: как будто из ведра вылили воду. Ты не чувствуешь ни рук, ни ног. Не знаю, откуда я только брала силы. Наверное, дело в патриотизме“.
Полюбили друг друга за глаза
Знакомство Турищевой и Борзова произошло в том самом победном для обоих олимпийском Мюнхене в 1972-м. К Борзову был приставлен охранник, так как ходили слухи, что во время 100-метровки его может застрелить снайпер, который якобы находится на стадионе. Тем не менее он улучил момент, подошел к одной из ведущих советских гимнасток и пригласил ее в кино. Людмила согласилась пойти в кинотеатр, где они сидели рядом, а еще согласилась оставить Валерию свой номер телефона. Позже, уже после Олимпиады, они созвонились. А затем…
“Я была членом ЦК ВЛКСМ, и на наше, наверное, счастье, в 1977 году прошло аж четыре пленума ЦК, где мы с Валерием встретились. Сначала с поста первого секретаря в послы уходил Тяжельников, потом избирали на этот пост Пастухова, потом что-то еще… И вот как-то за четыре раза мы определились в своих взглядах и чувствах. 10 декабря 1977 года сыграли свадьбу“, — вспоминает Людмила Ивановна.
Свадьба была шумной, но сама невеста ее плохо помнит — уж слишком устала и много сил отдала поиску цветов, которые тогда зимой достать было очень трудно, и, разумеется, дефицитных в то время продуктов.
После свадьбы молодожены обосновались в Киеве. А в 1978 году у них родилась дочь Татьяна. Сейчас она модельер, живет с мужем в далеком канадском Торонто.
На вопрос “За что полюбила Борзова?” Людмила Турищева неизменно отвечает: “За честность, спокойствие, уверенность в своих силах и… (после паузы) голубые глаза“.
Сам Борзов, всегда подчеркнуто деловой, суховатый и немногословный, в ответ на эти слова парирует: “За трудолюбие. И за карие глаза“.
Посвятить жизнь спорту
В дальнейшей жизни, после окончания спортивной карьеры, ни Турищева, ни Борзов себя вне спорта не мыслили. Она параллельно с работой тренером являлась членом женского технического комитета Международной федерации гимнастики, а по 2000 год была президентом Федерации гимнастики Украины. А в знак признания заслуг Людмила Турищева была включена в Международный зал славы гимнастики, расположенный в американском городе Оклахома-Сити.
Борзов с 1990-го по 1998 год был первым президентом Национального олимпийского комитета Украины, по 2012-й — президентом Федерации легкой атлетики Украины. Кроме того, в конце 90-х он пошел в политику — был народным депутатом и главой “спортивного” комитета Рады.
Автору этих строк довелось общаться с Валерием Филипповичем на приеме в Украинском доме во время Олимпиады в бразильском Рио-де-Жанейро в 2016 году, куда он прибыл в составе официальной делегации как вице-президент Национального олимпийского комитета Украины.
А сейчас, спустя пять лет после Рио, где на наших с ним глазах великий спринтер Усейн Болт завоевал свою очередную золотую медаль, он рассуждает об уникальных достижениях ямайского атлета: “В чем суть его рекордов, я даже не знаю. Я читал книгу Усейна Болта и, как профессионал в этом вопросе, так и не понял, в чем основной секрет его высокого мастерства — то ли технология, то ли одаренность, то ли другие причины. Одно могу сказать — в ближайшие годы вряд ли кто-то сможет побить его рекорд. Потому что одаренные рождаются раз в сто лет“.